Велопутводитель. Проект клуба ВелоПитер
ВелоПутеводитель
Главная Новости Веломаршруты, поиск Top10 Форум О проекте Стать автором Вход для авторов

По Льду Дороги Жизни
Дата написания: 31.01.2009
Код: "Нет кода". Длина маршрута: 70 км.
Регионы: Запад Ленинградской области
Нитка маршрута: Войбокало-Кобона-острова Зеленцы-Коккорево-Ваганово
Достопримечательности: Зеленецкие острова

Описание:

Дорога Жизни. Ледовая часть.
Войбокало – Кобона – Лед Ладоги - Коккорево
Сквозь штормы, бури, через все преграды
Ты, песня Ладоги, лети!
\\\"Дорога жизни\\\" здесь пробита сквозь блокаду -
Родней дороги не найти.
1942.
Этот маршрут самый опасный из всех, которые только можно придумать в наших краях. Ну, или один из самых опасных. С нынешним климатом, вообще трудно живется. То дождь зимой, то оттепель. Зиму «собираем» по отдельным дням. Радуемся, когда морозы стоят три дня к ряду.
С другой стороны, маршрут этот, идущий по историческому маршруту, как шла ледовая трасса во время войны, красив и интересен. Ну и заставляет задуматься над тем, что кроется под словами «Дорога жизни». Как это было на самом деле?
Понять, конечно, трудно. Сегодня и просто пройти по озеру от Кобоны до Коккорево пешком, или на велосипеде не просто. А как ездили на машинах – просто загадка. Все-таки, климат меняется.
Итак, первое, что надо помнить, что на Ладоге неопытным людям делать нечего. Не уверен, не езжай.
Второе – что длина маршрута варьируется в пределах 27-30 км, что для льда не мало. Ведь лед – не шоссе. На нем бывает снег, случаются торосы и трещины. Поймать идеальный лед от Кобоны до Коккорево и проехать ледовую часть пути за три часа вполне реально, но не всегда удается.
Третье – ледовая обстановка.
Весь путь можно разбить на две части – относительно безопасную – от островов Зеленцы до Кобоны, и на более опасную, от Зеленцов до берега Карельского перешейка. Первая часть – спокойная бухта, неглубокая. Она быстро покрывается льдом, мало подвержена трещинообразованию. На льду всегда роятся рыбаки, в том числе на машинах.
Маршрут можно пройти за один день, а можно заночевать на Зеленцах. Что выбрать? Это, конечно, дело вкуса, но я предпочитаю два дня. Почему? Потому, что красивее всего на Ладоге ночью, когда по периметру бухты Петрокрепость загораются огоньки, а на небе зажигают звезды, «если это кому-нибудь нужно». Удивительная красота. Но есть нюанс. Перемещаться по льду во мгле – дурной тон. Тем более по ладожскому. Посему и рекомендация – ехать два дня. В первый день выехать не рано, доехать до Кобоны, проехать до Зеленцов. Там заночевать, любуясь звездами и огоньками далеких сел, а утром выйти дальше на запад.
Помните: без спасательных средств на лед выезжать нельзя!
Теперь к маршруту.
Дорога жизни в ее «классическом варианте» начиналась на станции Войбокало. Что значит «Классический вариант»? Тот, что действовал зимой 1942 года после освобождения Тихвина и зимой 1943 года до строительства «Дороги Победы».
Выходите из электрички (направление на Волховстрой), фотографируетесь (традиция) у памятника «Дороге жизни» (находится к северу от путей, прямо на станции), и в путь!
Дорога идет сначала по поселку вдоль железнодорожных путей, потом упирается в Т-образный перекресток. Ориентир – справа переезд, а вам налево, на север. Дорога забирает вверх, проходит рядом с селом с правильным названием Горка, и далее идет на спуск к Мурманскому шоссе (9ый км пути). На перекрестке слева стоит один из самых известных памятников на Дороге жизни – «Полуторка». Обратите внимание, «Полуторка» стоит не просто на постаменте, но и как бы едет через волны, также сделанные из камня.
Через километр после шоссе (отметка 11.0) будет развилка. Налево уходит второстепенная дорога на Лаврово. Вообще говоря, Кобона более известна, как перевалочный пункт на дороге жизни. Но на самом деле, колеи дороги жизни начинались широкой полосой от Лаврово на юге до Косы на севере этого берега. Так что, если вы повернете налево и начнете свой путь от Лаврово, ошибкой это не будет, но путь вы сократите. Мы же будем придерживаться пути через Кобону, то есть, на этом перекрестке едем прямо.
Проезжаем деревни Выстав и Сухое, скажем прямо, не слишком красивые места. Далее дорога заворачивает в западном направлении вдоль реки Кобоны. Попадаются симпатичные участки, когда река видна с дороги.
Наконец, прибываем в Кобону (32 км до центра поселка). В Кобоне довольно интересно. Село древнее, видавшее виды и до блокадных годов. Например, через него проходят два канала, Староладожский и Новоладожский. А в самом центре поселка получается даже «водный перекресток» - довольно оригинальное зрелище.
В поселке есть церковь (1861 год), разрушенная коммунистами, но ныне восстановленная. Церковь использовалась как маяк местными рыбаками. В Кобоне есть музей. Но у нас другие задачи. Нас ждет лед.
К северу от «водного перекрестка» находится пара местных магазинов. Как вы догадываетесь, последних на нашем пути. Хотя кто знает, на льду бывает столько рыбаков, что может быть, когда-нибудь, откроют магазин, или даже рюмочную прямо на льду?
В Кобоне ощущается особый, ледово-рыбацкий колорит. В магазинах продают свежую рыбу, а прямо в поселке висит плакат-предупреждение ОСВОДа, о недопустимости выхода на лед без спасательных средств. У вас есть спасательные средства? Тогда – вперед.
В хорошую погоду Зеленцы видны прямо от берега, хотя до них 9 км. Обычно в этой части озера наезжено много дорог-колей машинами рыбаков. Когда снега на озере много, то колей меньше.
Даже в хорошем льду могут попадаться трещины, так что бдительность терять не надо.
На ночевку останавливаемся на Зеленцах. Дрова есть, места под палатку – тоже. Если хорошо поискать, то можно увидеть и следы использования островов в нуждах блокадной дороги. На островах были зенитные орудия, можно различить остатки окопов. Вероятно, их назначение было оборонять орудия, в случае, если немцы каким-то образом, решат захватить острова. Ведь часть южного берега озера контролировалось нацистами.
От Зеленцов до западного берега примерно 19 километров. Замечу, выходить на берег нужно не в любом месте, а там, где есть дорога. Путь держим на Коккорево. Конечно, особый шарм выйти на берег у монумента «Разорванное кольцо». Он находится там, где дорога на Всеволожск (наземная часть Дороги Жизни) упирается в берег. Но можно и южнее, в Коккорево.
Тут важно знать кое-что о местных особенностях ледообразования. В районе Осиновца и далее на Морьин Нос лед становится хуже, чем к югу, в сторону поселка имени Морозова. Если вдруг вы уткнетесь в полынью, то есть возможность попытать счастья южнее. Совет – наблюдайте за рыбаками. Кобонские рыбаки «кончились» еще до Зеленцов. Но на этом участке могут появиться местные, Коккоревские или Морозовские. Рыбаков на льду видно издалека.
65.8 по нашему треку (у вас может получиться другая цифра, в зависимости от того, сколько торосов и трещин вы будете обходить) – монумент Разорванное Кольцо.
От монумента вы можете продолжить путь по маршруту «По Дороге Жизни», который описан в нашем путеводителе, или сесть на электричку, например, на станции Ваганово (точка 69,5 км).
Вот такой интересный маршрут есть в наших краях. Но не забудьте, езда по льду – опасное занятие, требующее хорошей организации и подготовки.
Зимний маршрут
Автор: Гуревич Илья
Об авторе >>>>
Маршруты автора >>>>
Написать автору >>>
Проекты автора:
"ВелоПитер"
Треки:
Ссылки автора по теме:
Фото:

А. Кутищев. На льду Ладоги

А. Кутищев. Форсирование трещины

А. Кутищев. Белое безмолвие
Голосов: 0, ср. оценка: 0     
Коментарии пользователей: Оставить коментраий:
2009-07-07 13:34:35, Михаил
хОРОШИЙ МАРШРУТ НО НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО СНЕГУ А ОСОБЕННО ПОЛЬДУ ЭТО ПРОБЛЕМАТИЧНО
2009-07-25 14:47:49, Анна
А мне почему-то кажется, что без льда, по воде этот маршрут стал бы ещё более проблематичным. :-)

Ваше имя *:
e-mail (не будет доступен роботам)

Код на картинке умножьте на десять!
Введите результат!



Ваши замечания *:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):



Copyright © 2007 — 2017
Главный редактор - Илья Гуревич
Дизайнер, вебмастер - Правенькая Елена
РОССИЙСКИЙ САЙТ О ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ И ВЕЛОТУРАХ velotur.ru ActivEInfo - снаряжение для туризма ВелоПитер
Экстремальный портал VVV.RU Rambler's Top100